Основы научных исследований

Объявление


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Основы научных исследований » Статьи » Как можно использовать диссертацию после аспирантуры.


Как можно использовать диссертацию после аспирантуры.

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

ПЛАН
Как можно использовать диссертации после аспирантуры

Введение
Основная часть
1. Аспирантура – необходимый этап в  профессиональной деятельности специалиста
2. Факторы, влияющие на выбор темы диссертационной работы
3. Особенности публикации статей по теме  диссертации
4. Пути внедрения научных результатов диссертации  в практическую деятельность специалиста (на примере менеджера)
5. Разработка и внедрение учебного курса, спецкурса по управлению бизнес-процессами
6. Возможность реализации  бизнес-проекта диссертационной работы
Выводы
Список литературы

0

2

Введение

Аспирантура  –   форма подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Успешное  окончание аспирантуры открывает широкие возможности не только к повышению социального статуса, но и к  построению успешной карьеры.  Научная среда в вузе –  среда особенная. Она отличается и от академической среды, и от отраслевой. В неё ежегодно  вливается новое пытливое поколение будущих исследователей.  Они  насыщаются  духом  и  атмосферой  этого  научно-педагогического коллектива и через какое-то время разлетаются  в  другие  научно-производственные  коллективы,  унося  с  собой  частицу  этого  духа.  Уничтожить  эту  среду в вузе гораздо проще, чем наполнить. Для этого необходимо  убрать из неё творческое начало, заинтересованность преподавателя в результатах своего труда, сократить объёмы  выполняемых  в  вузе  научно-исследовательских работ. Нельзя забывать о том, что аспирантура  дает возможность вчерашним студентам  продолжить обучение по специальности с углубленным  изучением выбранного предмета с целью дальнейшего  написания кандидатской диссертации.  Аспирантура  –  необходимый этап, если человек действительно заинтересован в получении востребованной и  престижной специальности. 
Работа над диссертацией и  еѐ  защита открывают многие  двери.  Получив ученую степень,  специалисту  не обязательно оставаться в науке.  Сейчас все чаще  в научном сообществе  тало звучать словосочетание «новые русские ученые»  – это менеджеры высшего звена, руководители фирм и  ученые-предприниматели, которым удалось совместить  два смежных направления –  научные исследования и  бизнес.
Поэтому главной целью данной статьи является изучение возможностей использования диссертации после аспирантуры. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
 Рассмотреть аспирантуру как необходимый этап в  профессиональной деятельности специалиста;
 Выявить факторы, влияющие на выбор темы диссертационной работы;
 Определить особенности публикации статей по теме  диссертации ;
 Охарактеризовать основные пути внедрения научных результатов диссертации  в практическую деятельность специалиста (на примере менеджера);
 Рассмотреть разработку и внедрение учебного курса, спецкурса по управлению бизнес-процессами;
 Описать  возможность реализации  бизнес-проекта диссертационной работы.

0

3

Аспирантура – необходимый этап в  профессиональной деятельности специалиста
Главными направлениями деятельности аспирантуры,  безусловно,  является  кадровое  обеспечение организаций  науки,  высшей  школы  и  высокотехнологичных  отраслей  экономики  специалистами  высшей  научной квалификации.  Главная цель аспирантов – научиться  самостоятельно заниматься исследовательской работой.
Аспирантура позволяет встраиваться  в широкий профессиональный контекст. это хорошая возможность быть  информированным обо всех профессиональных новшествах. В аспирантуре дается возможность  приобретать умение организовывать и реализовывать проекты (а диссертация является не чем иным, как исследовательским проектом), привлекать к участию в них единомышленников и  чувствовать себя частью научной  команды.
Аспирантура  для будущего специалиста – это  возможность  накопить социальный капитал,  завязать полезные контакты в  академической  среде по всему  миру, найти  людей, которые  в дальнейшем  могут стать  их надежными партнерами в профессиональной среде . 
Получение научной степени для аспиранта предоставляет возможность быть мобильным – принимать участие в конференциях, стажироваться, участвовать в семинарах,  международных летних и зимних  школах. все это — хороший способ заявить о  себе как о профессионале, приобрести знания, которые принесут отдачу  вне зависимости от того, будете ли вы  в дальнейшем работать в академической сфере как исследователь, на  государственной службе в качестве  аналитика или же в бизнесе.
Эффективность управления процессами подготовки научных кадров во многом зависит от выбора критериев, определяющих результативность и научный уровень исследовательской работы аспирантов.  Требования к критериям достаточно просты: они должны соответствовать целям и задачам аспирантуры; их должно быть немного;  они должны быть понятны научному сообществу и ориентировать  аспирантуру на достижение необходимых результатов.
Каждый аспирант в процессе  обучения: посещает лекции, семинары,  мастер-классы, готовит текст диссертации, публикует результаты исследований, выступает на научных  конференциях и семинарах,  сдает кандидатские экзамены, проходит педагогическую практику, посещает заседания кафедры, проходит стажировки, участвует в конкурсах на получение научных грантов и в работе  над проектами, реализуемыми кафедрами, научно-учебными и  проектно-учебными лабораториями, научными институтами и центрами при ВУЗе .

0

4

Факторы, влияющие на выбор темы диссертационной работы
К выбору темы диссертационной работы нужно подходить серьезно. Неудачно выбранная тема может  испортить первоначально всю работу диссертанта или вовсе отбить желание заниматься наукой у неопытного пока ученого. Напротив,  перспективная тема способствует не только скорейшему написанию диссертации, но и получению призовых мест на конкурсах, конференциях, а также получению различных грантов на исследования.
Тему своей диссертационной работы аспирант может сам себе найти, если он работает на производстве или в какой-нибудь фирме. В этом случае роль руководителя особенно важна. Руководитель обозначает научную постановку задачи, предлагает методы исследования, помогает сформулировать цель и  задачи исследования, научную новизну, защищаемые положения, практическую значимость и т.д .
Учет при выборе темы диссертационного исследования специфических особенностей региона, точнее  определение наиболее острых потребностей региона в научном обеспечении его специфической деятельности – залог того, что  результаты такого исследования не «лягут на полку». Кроме того, аспиранту (соискателю)  не сравнено легче будет собрать практический материал по теме исследования. И он, этот региональный практический материал, может быть даже  с учетом региональной экономической ситуации, если выбор темы диссертации затрагивает вопросы экономики.
Вторым важным фактором, обусловленным наличием экономико-георафических особенностей региона, где будет выполняться данное экономико-диссертационное исследование, является учет будущих возможностей (либо необходимости) внедрения результатов этого исследования. Вряд ли найдется такой диссертант (из экономистов), которому безразличны реальные результаты его долговременного и кропотливого труда над диссертацией. Вряд ли начинающий исследователь, выбирая тему своей диссертации, согласится с тем, что она после зашиты нигде и никем не будет востребована и использована. Конечно, ту или иную справку о внедрении добыть для приобщения к материалам дела, представляемого диссертантом на защиту, проблем не составляет. Речь идет о реальном внедрении этих результатов, в  практику экономиста, менеджера, в учебный процесс и т.д. А это возможно лишь там, где выполнялось исследование, и тем, кто живет и работает в данном регионе. Поэтому если место сбора практического материала для диссертации, место выполнения диссертационного исследования и место защиты данной диссертации географически совпадают (что бывает довольно часто), то вероятность се эффективного использования (внедрения) объективно возрастает. Разумеется, это возможно в том случае,  когда выводы и предложения диссертанта по совершенствованию экономической деятельности, регулированию бизнес-процессов и т.п. не абстрактно-схоластичны, а сущностно-конкретны и имеют четкий адресат.

0

5

Особенности публикации статей по теме  диссертации
Аспиранту необходимо определиться с тем, над какими  публикациями он будет  работать в  течение года. Как правило, в течение 1-го года могут  быть подготовлены  обзорные статьи на  основе теоретической части  диссертации, включающие обзор предыдущих исследований, анализ методологии исследований,  проведенных вашими предшественниками.
Так же, как и с конференциями, необходимо определиться с изданиями, в которых  могут быть опубликованы авторские статьи. В  течение всего срока обучения  должно быть опубликовано не менее  3-4 статей
Помимо обязательной части программы у аспирантов есть  много возможностей для профессионального развития: мастер-классы и циклы лекций  ведущих российских и зарубежных исследователей.
Постоянно действующие научные  семинары по тематике диссертационного исследования. Например, семинары – отличная площадка  для представления ваших результатов исследования, выступив на  семинаре, аспирант может получить  множество  ценных комментариев и советов  по доработке диссертации.
Научно-учебные и проектно-учебные лаборатории. В лабораториях коллеги аспирантов – студенты, аспиранты, преподаватели – работают над академическими и прикладными проектами в сфере бизнеса, консультирования, аналитики, государственного управления.  Многие лаборатории также имеют  постоянно действующие научные  семинары .
Аспиранты имеют возможность получить гранты на поездки на научные  мероприятия в России и за рубежом для аспирантов очной формы  обучения.  Такими мероприятиями могут  быть научные  конференции,  семинары, летние  школы.

0

6

Пути внедрения научных результатов диссертации  в практическую деятельность специалиста (на примере менеджера)
Сегодня перед вузами поставлена задача– расширить практику коммерциализации научных разработок. И здесь главная проблема– правильно оценить имеющуюся в вузе интеллектуальную  собственность  и  правильно  распорядиться ею.
В новых экономических условиях и государство, и бизнес, и гражданское общество постоянно ищут наиболее эффективные формы взаимодействия– к ним можно отнести разрабатываемые  научные результаты диссертационных исследований. Формирование в последнее время так называемых «технологических  платформ» – это  также  попытка государства найти эффективное решение проблем взаимодействия между участниками проекта. Основная миссия технологических платформ, как заявлено − стать инструментом инновационного развития отрасли, способным повысить мотивацию к интеграции вузов, НИИ и производственных организаций  для  решения  важнейших  технико-экономических проблем.
В странах с развитой экономикой давно знают цену интеллекту,  воплощённому  в  патенты  и  технологии.  Можно надеяться,  что  и  в России  когда-нибудь  будет  сформирован отечественный рынок  прав на патенты и  технологии  и в полную силу заработает  Гражданский кодекс РФ в части защиты и охраны результатов интеллектуальной деятельности.
Эффективность  управления  интеллектуальной  собственностью включает: выявление объектов интеллектуальной собственности; выбор оптимальной формы их правовой охраны;  эффективное использование .
В настоящее время на кафедрах «пылится» много научных разработок, но не каждая из них оформлена как результат интеллектуальной деятельности.
Несмотря на то, что в последние годы процесс капитализации объектов интеллектуальной деятельности активно реализуется в экономике, большинство университетских инноваторов плохо  представляют  себе,  как  можно  коммерциализировать свою  идею,  своё «ноу-хау».  К  инструментам  и  механизмам рынка  промышленной  интеллектуальной  собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) относят:  регистрацию,  проведение  оценки  объектов  интеллектуальной собственности, постановку их на бухгалтерский учёт(баланс),  залог, страхование и их продажу. 
Сегодня бизнес мало интересуют работы теоретического и поискового характера. У него свои интересы и наука ему нужна только для того, чтобы достичь своих целей. Соглашаясь войти в проект, бизнес берет на себя коммерческую ответственность и риск за реализацию данного проекта. Поэтому он и ищет выгодные для себя варианты взаимодействия с вузом, и его интересует в первую очередь исключительное (т.е. имущественное) право на обладание возможными результатами интеллектуальной деятельности. Но и вуз при этом не должен прогадать, поэтому и надо анализировать различные варианты взаимодействия.  Надо ещё на этапе заключения хозяйственных договоров зафиксировать как права  заказчика, так и права вуза на  возможные  объекты  интеллектуальной  собственности,  которые  могут  быть  в  результате  выполнения  этих  договоров.
Как было сказано выше, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и базы данных относятся к нематериальным активам. Для постановки нематериальных активов на бухгалтерский учет необходимо оценить их рыночную стоимость. Оценку нематериальных активов проводят: в целях купли-продажи(переуступки) прав на объекты интеллектуальной собственности; при определении размера вознаграждения авторам разработки; при определении экономического  эффекта  от  использования  данного  объекта;  при формировании уставного капитала малых инновационных предприятий; при заключении лицензионных договоров; при проведении залоговых операций; при привлечении инвестиций; при страховании имущества; при заключении договоров франчайзинга и других сделках.
В  августе 2009 года  вступил  в  силу  федеральный  закон (ФЗ-217) ,  предоставивший государственным вузам право самостоятельно создавать хозяйственные общества, чья деятельность направлена на внедрение результатов интеллектуальной деятельности,  исключительные  права  на  которые  принадлежат  вузу.
Теперь можно вокруг вуза создавать пояс малых инновационных предприятий (МИП), тем самым помочь вузовским ученым коммерциализировать свои научные разработки.
Малые инновационные предприятия, являясь самостоятельными юридическими лицами, обеспечивают внедрение и вывод на рынок результатов вузовских разработок, активно содействуют организации учебного процесса, способствуют росту квалификации  профессорско-преподавательского  состава  университета. Цель создания малых инновационных предприятий–создание новых технологий(нового оборудования), использование их в учебно-научном процессе и, конечно, создание новых рабочих мест как для сотрудников и учащихся вуза,  так  и  для  его  выпускников.  Только  нереально  от  малого предприятия сиюминутно ожидать позитивные финансовые результаты. Многолетняя практика зарубежных, да и отечественных  вузов  свидетельствует,  что  только  каждое  третье-четвёртое из созданных ими малых предприятий успешно реализует себя на рынке.
Внедрение  результатов  исследования.  Это  важнейший  момент  научной  деятельности,  поскольку  конечной целью  науки  как  отрасли  народного  хозяйства  является,  естественно,  внедрение  полученных  результатов  в  практику.  Однако  следует  предостеречь  от  широко  бытующего среди  людей,  далеких  от  науки  представления,  что результаты  каждой  научной  работы  должны  быть  обязательно  внедрены.  Представим  себе  такой  пример.  Только    по  экономике  ежегодно  защищается  более  800  кандидатских  и  докторских  диссертаций.  Если  исходить  из  предположения,  что  все  полученные  результаты  должны  быть внедрены,  то  представим  себе  менеджера,  который должен  прочитать  все  эти  диссертации,  а  каждая  из  них содержит  от  100  до  300  страниц  машинописного  текста. Естественно,  никто  этого  делать  не  будет.  Механизм внедрения иной.
Результаты  отдельных  исследований  публикуются  в тезисах,  статьях,  затем  они  обобщаются (и  тем  самым  как  бы «сокращаются»)  в  книгах,  брошюрах,  монографиях  как чисто  научных  публикациях,  а  затем  в  еще  более  обобщенном,  сокращенном  и  систематизированном  виде  попадают           в  вузовские  учебники  и  публикации   для     менеджеров-практиков .
Кроме  того,  далеко  не  все  исследования  могут  быть внедрены.  Зачастую  исследования  проводятся  для  обогащения  самой  науки,  ее  арсенала  фактов,  развития  ее  теории.  И  лишь  по  накоплении  определенной «критической массы»  фактов,  концепций,  происходят  качественные  скачки  внедрения  достижения  науки  в  массовую  практику.

0


Вы здесь » Основы научных исследований » Статьи » Как можно использовать диссертацию после аспирантуры.