Пути внедрения научных результатов диссертации в практическую деятельность специалиста (на примере менеджера)
Сегодня перед вузами поставлена задача– расширить практику коммерциализации научных разработок. И здесь главная проблема– правильно оценить имеющуюся в вузе интеллектуальную собственность и правильно распорядиться ею.
В новых экономических условиях и государство, и бизнес, и гражданское общество постоянно ищут наиболее эффективные формы взаимодействия– к ним можно отнести разрабатываемые научные результаты диссертационных исследований. Формирование в последнее время так называемых «технологических платформ» – это также попытка государства найти эффективное решение проблем взаимодействия между участниками проекта. Основная миссия технологических платформ, как заявлено − стать инструментом инновационного развития отрасли, способным повысить мотивацию к интеграции вузов, НИИ и производственных организаций для решения важнейших технико-экономических проблем.
В странах с развитой экономикой давно знают цену интеллекту, воплощённому в патенты и технологии. Можно надеяться, что и в России когда-нибудь будет сформирован отечественный рынок прав на патенты и технологии и в полную силу заработает Гражданский кодекс РФ в части защиты и охраны результатов интеллектуальной деятельности.
Эффективность управления интеллектуальной собственностью включает: выявление объектов интеллектуальной собственности; выбор оптимальной формы их правовой охраны; эффективное использование .
В настоящее время на кафедрах «пылится» много научных разработок, но не каждая из них оформлена как результат интеллектуальной деятельности.
Несмотря на то, что в последние годы процесс капитализации объектов интеллектуальной деятельности активно реализуется в экономике, большинство университетских инноваторов плохо представляют себе, как можно коммерциализировать свою идею, своё «ноу-хау». К инструментам и механизмам рынка промышленной интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) относят: регистрацию, проведение оценки объектов интеллектуальной собственности, постановку их на бухгалтерский учёт(баланс), залог, страхование и их продажу.
Сегодня бизнес мало интересуют работы теоретического и поискового характера. У него свои интересы и наука ему нужна только для того, чтобы достичь своих целей. Соглашаясь войти в проект, бизнес берет на себя коммерческую ответственность и риск за реализацию данного проекта. Поэтому он и ищет выгодные для себя варианты взаимодействия с вузом, и его интересует в первую очередь исключительное (т.е. имущественное) право на обладание возможными результатами интеллектуальной деятельности. Но и вуз при этом не должен прогадать, поэтому и надо анализировать различные варианты взаимодействия. Надо ещё на этапе заключения хозяйственных договоров зафиксировать как права заказчика, так и права вуза на возможные объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть в результате выполнения этих договоров.
Как было сказано выше, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и базы данных относятся к нематериальным активам. Для постановки нематериальных активов на бухгалтерский учет необходимо оценить их рыночную стоимость. Оценку нематериальных активов проводят: в целях купли-продажи(переуступки) прав на объекты интеллектуальной собственности; при определении размера вознаграждения авторам разработки; при определении экономического эффекта от использования данного объекта; при формировании уставного капитала малых инновационных предприятий; при заключении лицензионных договоров; при проведении залоговых операций; при привлечении инвестиций; при страховании имущества; при заключении договоров франчайзинга и других сделках.
В августе 2009 года вступил в силу федеральный закон (ФЗ-217) , предоставивший государственным вузам право самостоятельно создавать хозяйственные общества, чья деятельность направлена на внедрение результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат вузу.
Теперь можно вокруг вуза создавать пояс малых инновационных предприятий (МИП), тем самым помочь вузовским ученым коммерциализировать свои научные разработки.
Малые инновационные предприятия, являясь самостоятельными юридическими лицами, обеспечивают внедрение и вывод на рынок результатов вузовских разработок, активно содействуют организации учебного процесса, способствуют росту квалификации профессорско-преподавательского состава университета. Цель создания малых инновационных предприятий–создание новых технологий(нового оборудования), использование их в учебно-научном процессе и, конечно, создание новых рабочих мест как для сотрудников и учащихся вуза, так и для его выпускников. Только нереально от малого предприятия сиюминутно ожидать позитивные финансовые результаты. Многолетняя практика зарубежных, да и отечественных вузов свидетельствует, что только каждое третье-четвёртое из созданных ими малых предприятий успешно реализует себя на рынке.
Внедрение результатов исследования. Это важнейший момент научной деятельности, поскольку конечной целью науки как отрасли народного хозяйства является, естественно, внедрение полученных результатов в практику. Однако следует предостеречь от широко бытующего среди людей, далеких от науки представления, что результаты каждой научной работы должны быть обязательно внедрены. Представим себе такой пример. Только по экономике ежегодно защищается более 800 кандидатских и докторских диссертаций. Если исходить из предположения, что все полученные результаты должны быть внедрены, то представим себе менеджера, который должен прочитать все эти диссертации, а каждая из них содержит от 100 до 300 страниц машинописного текста. Естественно, никто этого делать не будет. Механизм внедрения иной.
Результаты отдельных исследований публикуются в тезисах, статьях, затем они обобщаются (и тем самым как бы «сокращаются») в книгах, брошюрах, монографиях как чисто научных публикациях, а затем в еще более обобщенном, сокращенном и систематизированном виде попадают в вузовские учебники и публикации для менеджеров-практиков .
Кроме того, далеко не все исследования могут быть внедрены. Зачастую исследования проводятся для обогащения самой науки, ее арсенала фактов, развития ее теории. И лишь по накоплении определенной «критической массы» фактов, концепций, происходят качественные скачки внедрения достижения науки в массовую практику.