План написания статьи.
1) Введение
2) Анализ высокой мобильности ВМС США
3) Присутствие оперативных соединений американских ВМС в различных районах Мирового океана
4) Необходимость осуществлять значительные по объёму морские и океанские перевозки военных грузов.
5) Воздушные военные перевозки
6) Морские и океанические военные перевозки
7) Организация командования военных перевозок
8) Заключение и Дальнейшее развитие военных перевозок.

Организация и Командование Морских Перевозок ВМС США

Командование морских перевозок, сокращенно КМП (англ. Military Sealift Command, MSC) — межведомственное командование; составная часть Транспортного командования США (англ. United States Transportation Command, USTRANSCOM), отвечающее за организацию морских грузоперевозок в интересах всех видов вооружённых сил США, а также некоторых других государственных ведомств.
Командование состоит из вспомогательных судов, подчиняющихся правительству, и укомплектованных гражданским персоналом. В некоторых случаях его дополняют военным персоналом от ВМС или других ведомств. На 2012 год во главе командования стоит контр-адмирал, административно подчиненный флоту, и планирующий использование судов через свой штаб в Норфолк, Виргиния.
Военно-морские силы США являются важным средством милитаристских кругов этой страны в осуществлении их агрессивных замыслов. Постоянное присутствие оперативных соединений американских ВМС в различных районах Мирового океана, а также размещение вооружённых сил, береговых и военно-морских баз на территориях других государств, отделённых от Американского континента обширными водными пространствами, вызывают необходимость осуществлять значительные по объёму морские и океанские перевозки военных грузов. Специалисты НАТО отмечают, что такие перевозки особенно возрастают в период обострения международной обстановки и возникновения кризисных ситуаций. Это обстоятельство придаёт большую значимость организации транспортных коммуникаций для быстрого стратегического развёртывания войск на заморских театрах, переброски оружия и боевой техники, предметов материально-технического обеспечения.
История создания. Во время Второй Мировой Войны морские перевозки США контролировались четырьмя различными правительственными организациями. В 1949 году контроль перешёл в единые руки нового ведомства под названием «Military Sea Transportation Service», с тех пор обеспечивающего все морские грузопассажирские перевозки для нужд министерства обороны США. Боевое крещение организация прошло спустя 9 месяцев после своего создания и через 11 дней после начала Корейской Войны 6 июля 1950 года, успешо перебросив личный состав 24-й пехотной дивизии армии США из Японии в Пусан. Во время Вьетнамской войны командование получило своё современное название. Всего за время конфликта было перевезено примерно 54 млн тонн грузов и 8 млн тонн топлива. Переброска армейских подразделений также производилась морским путём, но после Вьетнама уже не входила в круг ключевых обязанностей командование морских перевозок. К примеру, во время войны в Персидском заливе ведомство занималось в основном грузоперевозками, доставив около 12 млн тонн различных грузов, а его флот включал более 230 собственных и зафрахтованных судов. После событий 11 сентября 2001 года организация вновь заняла ключевую роль в вопросах обеспечения армии. Так, по состоянию на 2008 год командование военно-морских перевозок произвело поставку 16 миллиардов галлонов топлива и более 110 миллионов квадратных футов других грузов в Ирак и Афганистан.
Состав командования организован по выполняемым задачам, в рамках нескольких программ:
Первая группа - Боевое обеспечение (англ. Combat Logistics Force) — поддерживает флот из 32 государственных морских судов обеспечения, находящихся в ведении правительства: транспорты боеприпасов, универсальные суда снабжения, сухогрузы, военные танкеры и т.п.
Вторая - Морские перевозки (англ. Sealift) — обеспечивает все океанские перевозки в интересах Министерства обороны на зафрахтованных торговых судах (ролкеры, контейнеровозы, сухогрузы, лихтеровозы, такнкеры и т.д.) а также на судах ближайшего резерва, подчиненных Национальной морской администрации.
Третья - Препозиционирование (англ. Prepositioning) — поддерживает группы судов-складов в районах возможных конфликтов, на которые заранее погружено тяжелое вооружение и техника частей, постоянно базирующихся на континентальной территории США. Сведены в 4 зоны: атлантическую (Норфолк), тихоокеанскую (Сан-Диего), Индийского океана (Диего-Гарсия) и Персидского залива (Бахрейн).
Группа из кораблей для Специальных задач (англ. Special Mission) — состоит из 24 контрактных судов, таких как суда измерительного комплекса, океанографические, опытовые, океанские суда наблюдения, суда обеспечения подводных и специальных операций.
Группа Поддержки (англ. Service Support) — имеет 4 бывших судна Специальных задач (2 плавбазы подводных лодок, 1 штабной корабль, 1 кабельное судно) и 10 бывших NFAF (госпитальные суда, океанские буксиры, поисково-спасательные суда). Все государственного подчинения.
В зарубежной прессе сообщалось, что транспортные вопросы постоянно находятся в центре внимания американского командования, которое считает целесообразным при организации массовых перебросок войск и военных грузов на большие расстояния сочетать морские и воздушные перевозки, стремясь изыскать для конкретно складывающейся обстановки наиболее оптимальный вариант. При этом предпочтение отдаётся морским перевозкам, так как они обеспечивают транспортировку тяжёлых и крупногабаритных грузов. Средства воздушного транспорта имеют сравнительно ограниченную грузоподъёмность и требуют больших эксплуатационных расходов.
По оценке иностранных военных специалистов, объём воздушных перевозок составляет сейчас незначительную часть общего объёма военных перевозок (менее 10%). Поэтому морской транспорт, считают они, будет по-прежнему играть решающую роль как в экономической жизни страны так и в осуществлении агрессивных планов её милитаристских кругов.
В США морские и океанские перевозки грузов и личного состава в интересах всех видов вооружённых сил как в мирное, так и в военное время обеспечивают военно-морские силы, в составе которых ещё в 1949 году была создана специальная военно-морская транспортная служба, переименованная в 1970 году в командование морских перевозок (КМП).
Судя по сообщениям зарубежной печати, на это командование возложены следующие задачи:
• осуществлять морские перевозки личного состава и грузов всех видов вооружённых сил, а также правительственных организаций (по указанию министерства обороны);
• разрабатывать и реализовывать планы развёртывания КМП в случае возникновения чрезвычайной обстановки в соответствии с директивами и указаниями объединённого комитета начальников штабов и соответствующих управлений министерства обороны;
• планировать строительство, содержание и ремонт судового состава КМП;
• обеспечивать соответствующими судами выполнение научно-исследовательских работ, проводимых для вооружённых сил в области океанографии, исследования космического пространства, испытания различного оружия и т. д.;
• разрабатывать планы эффективного использования транспортных средств торгового флота и частных судовладельческих компаний по мобилизационной готовности;
• фрахтовать торговые суда в интересах министерства обороны для увеличения объёма своих перевозок.

Командование морских перевозок возглавляет командующий, штаб которого находится в Вашингтоне. Для оперативного руководства морскими перевозками в основных районах мира созданы зональные и районные командования, которые в свою очередь подразделяются на отделы КМП (Командование морских перевозок)
Из интервью с Джонатанам Гринертом (Главком ВМС) стало известно, что в задачу этих командований и отделов входит обеспечение морских перевозок в своём районе, планирование загрузки портов, эксплуатация и ремонт судов, а также приём на службу гражданских служащих.
Американские военные специалисты считают, что с возникновением чрезвычайной обстановки принятая организационная структура командования не будет изменяться, увеличится лишь количество отделов, так как возрастёт объём перевозок. По их мнению, такая организация позволит КМП развернуть военно-морские транспортные средства в районах сосредоточения основных группировок вооружённых сил США и на путях, связывающих эти районы с Американским континентом.
В зарубежной печати сообщалось, что судовой состав КМП включает две группы судов. Первая состоит из транспортных средств, принадлежащих либо непосредственно ВМС, либо являющихся собственностью государства; вторая представлена судами, фрахтуемыми у частных судовладельческих компаний. Первая группа составляет основу транспортных средств командования, а вторая — его переменную часть.
Численность судов в первой группе (см. таблицу) меняется, как правило, незначительно, а во второй может резко изменяться в зависимости от складывающейся обстановки.
Так, во время войны в Корее (1952 год) было задействовано 275 судов, в период агрессии в Египте (1956 год) до 250, а для перевозки военных грузов в Юго-Восточную Азию (1967 год) было занято 330 зафрахтованных торговых судов. Таким образом, судовой состав КМП не постоянен и зависит от масштабов перевозок, которые необходимо осуществлять в рассматриваемое время (сейчас переброску грузов министерства обороны США обеспечивают около 120 судов). Соответственно изменяется и численность личного состава КМП, обслуживающего суда и береговые объекты командования.
Увеличение судового состава КМП происходит за счёт ввода в строй судов резервного флота национальной обороны, а также фрахта судов торгового флота США, который рассматривается командованием ВМС в качестве главного резерва в обеспечении перевозок военных грузов морем. Судя по сообщениям американской печати, поставки транспортных средств для этих целей регламентируются специальным соглашением, заключённым между министерствами обороны и торговли США.
Соглашение устанавливает очерёдность привлечения торговых судов к морским перевозкам под контролем КМП:
• Использование линейных судов государственных и частных компаний;
• Фрахтование коммерческих судов частных компаний на определённое время или рейс;
• Использование резерва государственного флота, а также американских торговых судов, плавающих под «удобным» флагом.
*В исключительных случаях могут привлекаться и иностранные коммерческие суда.

                                                         Контракты на перевозки

Перевозка военных грузов на линейных судах, выполняющих рейсы на регулярных торговых линиях, связывающих основные порты США с Европой, Азией и Африкой, осуществляется на основе контрактов, которые КМП заключает с частными судовладельческими компаниями, обслуживающими эти линии. Однако иностранные военно-морские специалисты эту форму привлечения торговых судов считают приемлемой главным образом в мирное время, ибо в чрезвычайной обстановке маршруты линейных судов могут не совпадать с необходимыми для КМП, а забронированный контрактом объём для размещения грузов может оказаться недостаточным. Поэтому более эффективным считается фрахтование торговых судов, принадлежащих частным компаниям, а также аренда судов у управления торгового судоходства. В этом случае ответственность за содержание и эксплуатацию как арендованных, так и фрахтуемых судов несёт КМП, однако сами перевозки военных грузов осуществляются под руководством судоходных компаний.
В западной печати сообщалось, что американские судовладельцы охотно сотрудничают с КМП, поскольку для них разработана специальная система поощрительных мероприятии, включающая выгодные фрахтовые расценки.
Резервный флот национальной обороны, созданный после окончания второй мировой войны из судов, принадлежащих правительству США, предназначен для быстрого увеличения численности морских транспортных средств КМП в чрезвычайных условиях. Резервный флот находится под контролем управления торгового судоходства министерства торговли, которое отвечает за поддержание судов в состоянии, пригодном для использования в военных целях.
Американские военные специалисты полагают, что в ближайшие годы этот резерв КМП может иссякнуть, поскольку основой резервного флота являются устаревшие суда типа «Либерти» и «Виктори». Построенные в годы второй мировой войны (их возраст сейчас достигает 30-35 лет). Поэтому считается необходимым обновлять и пополнять резерв транспортными средствами из действующего торгового флота, срок службы которых не превышал бы 25 лет.
Использование американских судов, плавающих под «удобным» флагом (главным образом Либерии и Панамы), осуществляется с одобрения управления торгового судоходства в соответствии с порядком, установленным правительством США.
Иностранные военные специалисты отмечают, что уже в настоящее время американское командование встречает определённые трудности в обеспечении необходимого объёма перевозок военных грузов морем. Это вызвано, по их мнению, отсутствием достаточного числа современных судов, приспособленных перевозить крупногабаритные и тяжеловесные военные грузы. Многие грузовые суда и танкеры, входящие в состав КМП, тихоходны, а это увеличивает время доставки грузов. Поэтому Пентагон постоянно предпринимает усилия, направленные на усовершенствование транспортных судов КМП. Особое внимание уделяется строительству быстроходных судов большого тоннажа, имеющих такую конструкцию корпуса, которая допускает непосредственный вход колёсной и гусеничной техники на борт судна и выход её на необорудованное побережье. В наибольшей степени этим требованиям удовлетворяют грузовые суда типа «Ро-Ро», построенные в 1957-1967 годах. К судам этого типа относится транспорт «Адмирал Каллаган» (рис. 2), предназначенный для перевозки военной самоходной техники, десантных катеров и барж небольших размеров. Его полное водоизмещение 24 500 т, длина 211,6 м, ширина 28 м, осадка 8,2 м; мощность энергетической установки 50000 л. с, скорость хода 26 узлов. Экипаж 33 человека, грузоподъёмность судна 12000 т. площадь грузовых палуб 15330 кв.м., что позволяет разместить до 750 транспортных средств.
Судно оборудовано кормовой аппарелью и бортовыми портиками, а также грузовыми устройствами (12 стрел грузоподъёмностью по 15 т и две по 120 т).
Доставка всех предметов материально-технического обеспечения (включая ракеты) на плавучие базы атомных ракетных подводных лодок, дислоцирующихся в передовых базах, производится судами снабжения, переоборудованными из транспортов типа «Виктори».
Из танкерного флота КМП наиболее современными считаются девять танкеров типа «Силифт» (водоизмещением по 25000 т), которые были построены в 1973-1975 годах.
Особое внимание в США уделяется идее строительства и использования для военных перевозок контейнерных судов. Изучение этого вопроса, судя по сообщениям западной печати, показало, что около 70% всех военных грузов могут перевозиться в контейнерах. Учитывая опыт широкого применения контейнерных судов в коммерческом флоте, американские военно-морские специалисты подсчитали, что с учётом объёма военных перевозок, затрат на тонно-милю, сохранности груза в пути и сокращения времени на погрузочно-разгрузочные операции (рис. 3 и 4) контейнеровоз в восемь раз эффективнее обычного транспорта. Большим достоинством контейнеровозов считается возможность базирования на них противолодочных вертолётов, что, по мнению американских специалистов, обеспечивает им определённую самооборону на переходе через океан.
Контейнеровозы признаются наилучшим средством для транспортировки военных грузов в мирное время. Однако, как отмечают специалисты, в кризисных ситуациях, когда потребуется доставка грузов в порты, не имеющие специального оборудования (краны большой грузоподъёмности, укладчики, площадки для складирования контейнеров), и особенно на необорудованное побережье, разгрузка контейнеровозов будет затруднена, хотя и возможна с помощью вертолётов (рис. 5). Поэтому более эффективным признается комплексное использование транспортных средств разных типов, в том числе обычных судов и транспортов новых проектов. В зарубежной печати сообщалось, что американское командование, учитывая опыт агрессивной войны во Вьетнаме, считает, что в современных условиях основу флота КМП должны составлять контейнерные суда (десять единиц), многоцелевые транспорты (десять), баржевозы (десять), танкеры (девять), а также специализированные суда, предназначенные для транспортировки нетрадиционных военных грузов.
Американское военно-морское командование, широко используя транспортные средства торгового флота в военных целях, предъявляет к вновь строящимся судам повышенные требования. Они должны быть приспособлены к перевозкам не только коммерческих, но и военных грузов, иметь большую дальность плавания, скорость хода не менее 20 узлов, собственные погрузочно-разгрузочные устройства и средства, обеспечивающие быструю погрузку и разгрузку без помощи лихтеров, береговых кранов и других механизмов.
В зарубежной прессе сообщалось, что в 1970 году была принята и выполняется программа обновления торгового флота, согласно которой в течение 10 лет планируется построить до 300 различных судов. В настоящее время американская судостроительная промышленность имеет заказы на сумму около 3,5 млрд. долларов, а общий дедвейт заказанных судов превысил в 1975 году 6 млн. т, что составляет около 40% общего дедвейта ныне действующего торгового флота США. Иностранные специалисты отмечают, что выполнение такой программы преследует цель — расширить возможности торгового флота в мирное время и повысить мобилизационную готовность КМП на случай войны.

Оценивая деятельность КМП в кризисной ситуации, связанной с войной на Ближнем Востоке (1973 год), американские специалисты отмечают, что в течение 33 дней почти 2/3 всех поставок оружия и боевой техники Израилю были осуществлены морем. При этом подсчитано, что для доставки груза, перевозимою одним транспортом, потребовалось бы около 80 транспортных самолётов С-5. С учётом этого опыта, как подчёркивается в иностранной печати, эффективность деятельности КМП будет зависеть:
• от его чёткого взаимодействия с руководством управления торгового судоходства, портовыми властями и транспортными службами;
• оперативности в предоставлении достаточного числа судов при возникновении чрезвычайных обстоятельств;
• готовности военных грузов к погрузке и немедленному использованию после доставки к месту назначения;
• гибкости береговых ремонтных средств.
Судя по сообщениям зарубежной прессы, американское командование считает, что суда КМП и торгового флота, помимо транспортных перевозок военных грузов, могут частично выполнять задачи по восполнению необходимых запасов средств МТО на боевых кораблях в море. Иностранная печать отмечает, что в последние годы суда КМП все чаще участвуют в учениях по заправке топливом боевых кораблей ВМС США и других стран НАТО. Начиная с 1972 года такие учения проводятся ежегодно как в Атлантическом, так и в Тихом океанах. Их условное наименование — «Чарджер лог». К учениям привлекаются не только танкеры КМП, но и нефтеналивные суда торгового флота, зафрахтованные КМП.
С декабря 1972 года в ходе таких учений началась отработка задач по передаче сухих грузов с транспортов торгового флота на суда снабжения ВМС США. В печати сообщалось, в частности, что с баржевоза «Лэш Италиа» на многоцелевой транспорт снабжения «Сан-Диего» с помощью вертолёта за 37 мин. было переброшено около 300 т различных грузов. В ходе операции оба судна следовали параллельными курсами со скоростью 20 узлов. На других учениях оценивались возможности использования самоходных барж (с корпусами из стали и стеклоткани) для доставки личного состава и грузов на необорудованное побережье.
По оценке иностранных военных специалистов, нынешние возможности КМП ещё не обеспечивают своевременную доставку военных грузов в район назначения. Выполнение намеченной программы обновления торгового флота, считают они, позволит КМП полностью обеспечить возрастающий объём морских и океанских военных перевозок как в мирное время, так и при возникновении кризисных ситуаций.

Отредактировано Пономарёв Никита (2015-10-28 00:51:40)