-Умению организовывать и осуществлять огромные воинские, эвакуационные и народнохозяйственные перевозки при превосходстве противника в воздухе, при потере значительной части сети и т. п. пришлось учиться в тяжелейший начальный период Великой Отечественной войны. И здесь особенно ощутимо сказалась титаническая работа Коммунистической партии по воспитанию кадров, проделанная в предвоенный период. Если советский железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный транспорт справились с перевозками по отмобилизованию, стратегическому сосредоточению и развертыванию Вооруженных Сил, по эвакуации производительных сил с запада на восток и в то же время с эвакуацией (или разрушением) собственного подвижного состава и оборудования, то в этом прежде всего заслуга Коммунистической партии в руководстве транспортом, в подготовке и воспитании кадров транспортников, не дрогнувших перед лицом смертельной опасности.
-Коммунистическая партия вырастила и воспитала кадры транспортников высокой квалификации, которые в годы Великой Отечественной  войны умело руководили работой и своевременным восстановлением транспорта, обеспечивали потребности фронтов и экономики страны в перевозках, постоянно совершенствовали организационную структуру эксплуатационных и восстановительных формирований, разрабатывали и применяли в сложных условиях войны новые, более эффективные способы перевозок и много сделали для дальнейшего развития транспортной системы страны и совершенствования организации перевозок. Важную организационную роль в осуществлении перевозок играли начальники служб, отделений дорог и управлений НКПС. Большой вклад в решение сложных задач, стоявших перед транспортом в годы войны, внесли заместители наркома путей сообщения Б. Н. Арутюнов, В. А. Гарнык, П. А. Егоров, Г. В. Ковалев, начальники дорог Б. П. Бещев, Н. А. Гундобин, Н. И. Краснобаев, П. Ф. Кривонос, Г. С. Кикнадзе, Б. К. Саламбеков, начальник управления воинских перевозок НКПС С. Н. Кресик, нарком морского флота СССР П. И. Ширшов, начальник Главсевморпути И. Д. Папанин, нарком речного флота РСФСР З. А. Шашков, начальник речного пароходства А. В. Николин и многие другие.
-Военные сообщения — важный объект исследования военной науки, а их использование в войне относится к области военного искусства. Их материальной базой являются все виды транспорта, все средства, обеспечивающие его живучесть и устойчивость при работе в чрезвычайных условиях, порождаемых военными действиями. Развитие военных сообщений обусловливается рядом основополагающих факторов: военной доктриной и военной стратегией государства, характером и способами ведения войны, уровнем развития военных сообщений вероятного противника, его. способностью воздействовать на пути сообщения, транспортные объекты (узлы, станции, мосты, тоннели, порты и т. п.), средства управления (командные пункты, узлы связи, вычислительные центры и т. д.), транспортные средства (локомотивы, вагоны, автомобили, суда, самолеты, трубопроводы и пр.), транспортные предприятия, поставляющие локомотивы, самолеты, суда и прочее оборудование, без которого транспорт неспособен восстанавливать и наращивать свои мощности.

Ковалев, Иван Владимирович
Транспорт в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.)
http://militera.lib.ru/h/kovalev_iv/index.html