Основы научных исследований

Объявление


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Основы научных исследований » Коллективная статья лог 2-2 2014 » Бутович, Владимирова


Бутович, Владимирова

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Тема №19 "Зарубежный опыт организации снабжения в нефтегазе, северной территории (Канада, Норвегия)"

Отредактировано Владимирова Дарья (2014-04-07 23:13:33)

0

2

Введение.
1.Международная нефтегазовая промышленность.
Часть I. (Норвегия)
2.Состояния нефтегазового сектора в Норвегии.
3.История и развитие нефтегазовой промышленности Норвегии.
4.Основные нефтяные и газовые месторождения Норвегии.
5.Инновационные технологии норвежских нефтегазовых компаний.
6.Трубопроводная система Норвегии. Транспортировка и обеспечение нефтью и газом.
7.Участие нефтегазовых компаний Норвегии и России в совместных проектах. Точки соприкосновения России и Норвегии. (Проект «Штокман»)
8. Сотрудничество России и Норвегии в Баренцевом море.
Часть II. (Канада)

0

3

Ссылки на источники по первой части:
1. http://i-ngp.ru/archive/4710
2. http://www.norge.ru/olje_gas_industri/
3. http://www.shtokman.ru/project/
4. http://helion-ltd.ru/arctic-region-resp … decisions/
5. http://restec.ru/calendar/norway2014.html
6. http://www.mirnefti.ru/index.php?id=16

0

4

2. Состояния нефтегазового сектора в Норвегии.  http://www.ved.gov.ru/exportcountries/n … no/eco_no/
Факторы, оказавшие влияние на экономическую ситуацию  в Норвегии в 2012 году
Экономический подъем, который начался в Норвегии в конце 2010 года, продолжался на протяжении большей части 2012 года. Вместе с тем отрицательное воздействие на норвежскую экономику оказало замедление развития экономик  стран-членов ЕС и стран-членов ОЭСР (основных торговых партнеров Норвегии), развитие банковского кризиса в отдельных странах-членах ЕС и, как следствие, снижение спроса на энергоносители и продукцию норвежской промышленности, что способствовало снижению объемов традиционного экспорта.
Рост норвежской экономики опирался на три основных фактора:
– устойчивые государственные финансы, которые позволяли проводить более эффективную финансовую политику, чем в соседних странах;
– растущая доходность добычи углеводородов, сопровождающаяся сохранением высокого спроса со стороны нефтегазового сектора;
– высокая трудовая иммиграция, стимулирующая повышение внутреннего спроса на товары и услуги.
Общая характеристика экономики Норвегии в 2012 году
В 2012 году экономика Норвегии характеризовалась  уверенным  ростом на 3,2 %[1] (расчет данного показателя производился Центральным статистическим бюро Норвегии по ценам, приведенным к 2005 году), который более чем в два раза превысил показатель 2011 года и на 1,5 % опередил рост ВВП в докризисном 2007 году (2,7 %). В стоимостном выражении ВВП составил 2 915,4 млрд. норв. крон (500,9 млрд. долларов  США). ВВП материковой Норвегии[2] в 2012 году вырос на 3,5 %, что было все еще ниже максимального докризисного показателя за последние 10 лет (5,3 % в 2007 году), но значительно превышает показатель предыдущего 2011 года (2,5 %). Рост макроэкономических показателей главным образом был связан с повышенной активностью в таких отраслях как судостроение и строительство нефтяных платформ и модулей (11,7 %), строительство и обслуживание зданий и сооружений (7,4 %), электро-, газо- и теплоснабжение (13,6 %), а также в связи с ростом услуг в сфере международных морских перевозок (9,3 %) и развитием рыболовства и аквакультуры (12,3 %). Экспортные доходы от нефти и газа остались практически на том же уровне, что и в предыдущем году, и составили 20,7 % ВВП, что почти совпадает со средним показателем за последние 10 лет (20,5 %).
Таким образом, норвежская экономика в 2012 году продолжала развиваться главным образом за счет сырьевых ресурсов, разработка которых обеспечивала высокий уровень спроса и доходов для других несырьевых отраслей, и, несмотря на предпринимаемые усилия по снижению зависимости от нефти и газа и отраслевой диверсификации, правительство продолжало уделять, тем не менее, большое внимание сырьевому сектору. Акценты государственной политики в нефтегазовой отрасли были направлены на стимулирование разведки и разработки новых месторождений, как в традиционных районах добычи, так и в новых районах, прежде всего в Арктике и на шельфе вокруг о. Ян-Майен. Это выражается в том, что сохраняются установленные Законом от 13 июня 1975 г. № 35 «О налогообложении подводных нефтяных месторождений» налоговые вычеты, компенсирующие расходы на разведку, исследования и разработку новых месторождений. Законодательные меры, предпринятые в 2012 году, повысили доступность существующей шельфовой инфраструктуры для сторонних операторов (принятие поправок к пПредписанию Министерства нефти и энергетики Норвегии от 20 декабря 2005 г. № 1625 «О доступе сторонних пользователей к существующему шельфовому оборудованию»). Национальный исследовательский совет принял решение по бюджетному финансированию открывающихся в 2013 году двух исследовательских центров для нефтегазовой отрасли. Один будет заниматься повышением коэффициентов извлекаемости запасов нефти и газа, которые сегодня для норвежского шельфа составляют 46 % и 70 %. Другой центр будет заниматься изучением проблем нефтегазовой деятельности в Арктике.
Одновременно с поддержкой нефтегазовой отрасли норвежское правительство наращивает усилия по стимулированию развития возобновляемых источников энергии. Так, в 2012 году вступила в силу схема «зеленых сертификатов», которая позволяет компенсировать затраты на открытие новых генерирующих мощностей, не использующих ископаемые энергоресурсы.
Сложившиеся в Норвегии социально-экономические условия, характеризующиеся высоким уровнем жизни, вынуждают правительство для обеспечения социальной стабильности прилагать усилия к сохранению и развитию в стране наиболее высокотехнологичных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию с большой добавленной стоимостью, и выносу за границу наименее прибыльных предприятий с большими потребностями в рабочей силе. Это неизбежно связано с ростом государственной поддержки НИОКР и инвестиций в науку. Политика государства в этой сфере предусматривает бюджетное финансирование НИОКР в размере 3 % ВВП.
Приоритетными отраслями экономики материковой Норвегии являются металлургия (представленная, прежде всего, производством алюминия и изделий из него), энергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, судостроение и судоремонт, рыболовство и аквакультура, морские перевозки. Все эти отрасли характеризуются высокой производительностью труда, большими объемами производства и качеством продукции, что обеспечивает их конкурентоспособность и устойчивое положение на мировом рынке. Для сохранения высокого уровня специализации имеющихся отраслей в условиях ограниченного внутреннего рынка, руководство страны не предполагает в обозримой перспективе иметь автомобильную и авиационную промышленность, а также тракторо-, станко- и приборостроение.
Норвежская экономика остается сильно зависимой от экспорта товаров и услуг, который по результатам 2012 года составил 1189 млрд. норв. крон, или 41 % ВВП страны. Чуть более половины экспортных доходов приходится на сырую нефть и газ, 26 % – традиционные товары, и 22 % – услуги.
Расходы на импорт товаров и услуг в 2012 году составили 804 млрд. норв. крон, из которых 60 % направлялись на покрытие потребностей в традиционных товарах, в первую очередь на закупку транспортных средств, промышленного оборудования и других промышленных товаров.
По сравнению с 2008 годом стоимостные показатели норвежского экспорта и импорта в 2012 году практически не изменились, но при этом 2012 год характеризовался более высокими темпами роста экспорта (годовой прирост составил 2,2 %, в 2008 году – 0,1 %) и незначительным снижением темпов роста импорта (годовой прирост – 3,3 %, в 2008 году – 3,9 %).   
Основной внешнеторговый товарооборот Норвегии приходится на страны Евросоюза, куда направляется значительная доля норвежских углеводородов. В условиях намечающегося расширения газового рынка Западной Европы в последние годы отмечается экспортная переориентация Норвегии с нефти на газ. Перспективное экспортное преимущество Норвегии в этом сегменте европейского рынка заключается в том, что региональные экспортеры нефти и газа (Великобритания и Нидерланды) имеют высокий уровень собственного потребления углеводородов, а Норвегия практически полностью сориентирована на их экспорт. Именно эта особенность позволяет норвежским поставщикам более свободно действовать на внешних рынках и надежнее гарантировать экспортные поставки.
За счет поступающего в Норвегию импорта удовлетворяется около 50 % норвежского спроса на продукты питания, при этом основными поставщиками являются Германия, Дания, Нидерланды и Швеция. Практически полностью за счет импорта покрываются потребности Норвегии в автотранспортных средствах и продукции станкостроения.

0

5

3. История и развитие нефтегазовой промышленности Норвегии.
http://www.norge.ru/olje_gas_industri/
По состоянию на начало XXI века Норвегия входила в тройку крупнейших в мире экспортёров нефти, наряду с Саудовской Аравией и Россией.
Первая промышленная добыча нефти началась лишь в 1970.
Политика Норвегии в отношении её нефтегазового комплекса всегда отличалась прагматичностью - здесь на деле была реализована провозглашённая с самого начала концепция «Углеводороды — достояние нации».
Все запасы нефти и газа Норвегии расположены на шельфе Северного моря. Инициатива начать разведку запасов принадлежала не государству, а крупным транснациональным компаниям. Первой заявку подала американская Phillips (1962).
В 1960-е годы Норвегия заявила о национальном суверенитете над всеми шельфовыми природными ресурсами и подписала соглашения с Великобританией и Данией о морских границах.
В 1965 Норвегия выдала первые нефтяные лицензии, а уже в декабре 1969 было открыто первое большое месторождение.
В тот период у власти в стране находились социал-демократы, на практике реализовавшие свои представления о роли государства в экономике.
В 1970 был создан специальный правительственный комитет, выработавший рекомендации по управлению нефтяной отраслью.
В Министерстве промышленности был создан отдел нефти, который в 1978 был выделен в отдельное Министерство нефти и энергетики, ответственное за формирование государственной энергетической политики.
Оперативным управлением и надзором занялся вновь созданный Нефтяной директорат, а для непосредственного участия в нефтяных проектах была создана государственная компания Statoil.
Ещё одной норвежской компанией, занявшейся добычей нефти, стала Norsk Hydro, в которой государству принадлежал 51 % акций.
Освоение норвежского шельфа проводилось консорциумами с участием частных компаний и государства, доля которого первое время не могла быть менее 50 %. Налогообложение нефтедобычи первоначально включало в себя роялти (для некоторых проектов), налог на прибыль, территориальный взнос и специальный налог на сверхприбыль. Позже появился ещё один налог — на выбросы углекислого газа.
Рост нефтяных доходов позволил Норвегии брать внешние займы в счёт будущих доходов от продажи нефти и газа на поддержку других отраслей, в частности судостроения, и на реализацию программ социального и регионального развития в рамках концепции «государства всеобщего благоденствия». К 1977 внешний долг Норвегии достиг 30 % ВВП, после чего были приняты экстренные меры по его ликвидации. В 2005 у Норвегии уже не было внешнего долга.
В первой половине 1980-х, чтобы ослабить политический вес государственной компании Statoil, но сохранить присутствие государства в отрасли, Норвегия ввела новую форму собственности — прямая доля государства в месторождениях и трубопроводной системе (SDFI). Доходы от продажи нефти и газа SDFI стали напрямую поступать в бюджет государства, а следовательно, не подлежали налогообложению.
В 1990 в целях сохранения высокого уровня жизни населения после неминуемого истощения запасов нефти был создан Норвежский нефтяной фонд. На 2005 год его размер достиг почти $150 млрд.
В 1999 государство снизило пакет акций в Norsk Hydro до 44 %.
В 2001 началась масштабная реструктуризация нефтяной государственной собственности. Госкомпания Statoil подверглась частичной приватизации (была продана почти четверть пакета).
По состоянию на 2006 год, Норвегия обеспечивала примерно 15% потребностей стран Евросоюза в нефти и газе.
К 2007 было осуществлено слияние Statoil и энергетических активов Norsk Hydro. Созданный нефтегазовый гигант способен составить серьёзную конкуренцию России на европейском рынке. По оценкам учёных, ресурсы норвежского континентального шельфа могут превышать прежние оценки, причём основные неразведанные запасы находятся в Баренцевом море вблизи границы с Россией. Данный район, однако, является предметом спора между Норвегией и Россией.
По данным Норвежского нефтяного директората, общие запасы континентального шельфа страны составляют 13 млрд куб. м в нефтяном эквиваленте. Благодаря новым открытиям, объём доказанных запасов увеличился еще на 5,2 млрд куб. м.
При высоких запасах углеводородов до половины энергопотребности покрывается возобновимым источником — гидроэнергией.
У страны ярко выраженный рентный характер экономики, зависимость от сырьевого, главным образом нефтегазового, экспорта, который, например, составил св. 50% всего товарного экспорта, тогда как менее 15% экспорта приходилось на технологический сектор. Нефтегазовая промышленность является фундаментом всей норвежской экономики. В 2002 нефтегазовый сектор составил 23% ВВП и принёс 32% всех доходов(223 млрд норвежских крон, свыше 23 млрд долл. США). В нем прямо занято более 74 тыс. чел., 3% всех занятых, а косвенно ещё 220 тыс.

0


Вы здесь » Основы научных исследований » Коллективная статья лог 2-2 2014 » Бутович, Владимирова